У нас в гостях Тимур Абдрахманов, основатель и руководитель дизайн-бюро Студия 3.14. Мы говорили о преимуществах тиражирования готовых интерьерных решений для клиентов, обсуждали особенности этого бизнеса, изменения предпочтений заказчиков в выборе стиля и видении роли подрядчика в этом процессе.
VDT – канал, где мы много и по делу будем говорить о рынке элитной недвижимости и строительстве частных домов. Владейте, Двигайте, Творите вместе с нами!
Обязательно подписывайтесь прямо сейчас на наш канал на YouTube! Канал о рынке элитной недвижимости и строительства.
На страницах блога мы будем публиковать текстовый вариант интервью. Но если у вас есть достаточно времени для просмотра оригинальной версии – рекомендуем смотреть!
Выпуск полностью можно смотреть в YouTube или здесь:
Алексей Аверьянов, генеральный директор Vesco Group
Друзья, горячо приветствую! Сегодня мы решили немножко сменить декорации. Сегодня нас уже никто не сможет обвинить в их дешевизне, потому что стоимость этих декораций близка к 2 млн долларов. Конечно, мне очень приятно, что декорации создавались при участии мозгами и руками команды Vesco Group, это наш комплексный девелоперский проект в сфере элитной недвижимости. Это коттедж, построенный в Шульгино, на Рублево-Успенском шоссе.
Одна из причин, почему мы сегодня переместились сюда. Тема нашего диалога – это дизайн интерьера. Хочется, конечно, о дизайне интерьера говорить в интерьере, с дизайнером, а не напротив винилового баннера. Сегодня в гостях у меня Тимур Абдрахманов, он основатель студии «3,14» и компании Tim&Team. Я уже примерно год наблюдаю за тобой и за тем, что у тебя происходит в жизни и в твоем бизнесе. Мне, если честно, очень нравится, и хочу об этом чуть более подробно у тебя расспросить и узнать. У тебя на сайте написано: «Цель проекта Tim&Team – сделать доступными красивые, функциональные пространства для жизни, созданные профессионалами». Звучит, как будто – цена-срок-качество, — и не надо выбирать два из трех, а можно все это взять и упаковать. Скажи, как у тебя это получается, и в чем твое отличие.
Тимур Абдрахманов, основатель и руководитель дизайн-бюро Студия 3.14
Алексей, спасибо, что пригласил, и позвал именно сюда. Безумно интересно посмотреть, как другие работают, в том числе с интерьерами. Отвечая на твой вопрос по поводу быстро, дешево, недорого, я не могу сказать, что быстро и дешево, потому что у нас в среднем создание интерьера под ключ по заранее разработанным стилям занимает три-четыре месяца. Я не считаю, что это быстро.
Да, в среднем по рынку этот процесс занимает больше. Но больше он занимает в силу некоторой неорганизованности процесса, большого количества разнородных подрядчиков, которые участвуют, большого количества согласований, переделок, простоев на объекте, и так далее. В среднем, в традиционном ключе этот процесс занимает от 6 до 12 месяцев. Мы это делаем за 4 месяца, благодаря тому, что пользуемся заранее разработанными стилями, и благодаря тому, что в процессе ремонта заказчик уже не принимает каких-то решений по согласованию дизайна, они уже приняты заранее.
По поводу стоимости тоже не могу сказать, что это эконом. Мы действительно в голове держим такую цель, и к этому стремимся. Но на текущий момент далеко не все могут себе позволить дизайнерский ремонт под ключ в нашей компании. В среднем, с материалами (причем, материалы мы закладываем достаточно качественные) получается от 30 000 до 40 000 рублей за кв м.
Люди выбирают еще какие-то дополнительные опции технического характера – замена окон, кондиционеров. В круг получается ремонт 35 000 – 40 000 рублей за кв м, это в квартире. И плюс, какой-то бюджет нужно заложить на мебель. Я проводил опрос на Houzz.ru – интерьерном портале, среди дизайнеров, там было больше 200 опрошенных, — можно ли создать дизайнерский интерьер до 20 000 рублей, от 20 000 до 40 000, от 40 000 до 60 000, от 60 000 до 80 000. Голоса разделились ровно поровну.
Алексей Аверьянов
То есть можно до 20 000?
Тимур Абдрахманов
Да, есть те, кто считает, что можно до 20 000. Мы считаем, что тогда придется жертвовать качеством материалов, качеством подрядчиков и привлекать неквалифицированный персонал. Да, можно что-то сделать…
И косметику уже через пару лет делать.
Да. Это вопрос качества.
Ты говоришь о неких заранее подготовленных стилях. В чем они заключаются, из чего состоит заранее продуманный стиль?
Очень хороший вопрос. Мы изначально существовали как дизайн-бюро, и по-прежнему дизайн-бюро у нас в структуре сохраняется. Это «Студия 3.14», компания, которую мы основали в конце 2013 года. Мы занимались в традиционном ключе проектированием с нуля для каждого конкретного заказчика, разработкой стиля и функциональных решений. Работая, мы поняли, что у многих запросы совпадают. Многие приходят и говорят: «Вот мы хотим как здесь, на картинке». Показывают на наше портфолио. Кто-то даже говорит: «Я вообще ничего не хочу согласовывать, вот вам деньги, сделайте, как здесь».
Есть такой тип заказчиков, который хочет погружаться в детали, во всем разбираться, каждое мельчайшее решение согласовывать. Но таких заказчиков, особенно в среднем сегменте, становится все меньше. Это люди занятые, у которых есть другие интересы. Они, конечно, больше времени посвятят выбору подрядчика, но затем уже готовы отпустить этот процесс.
Что такое стиль? Получается, что у каждой квартиры есть свой стиль, как набор определенных декоративных элементов. Большинство дизайн-бюро, студий, разрабатывают этот стиль индивидуально. Но если ты посмотришь на портфолио многих компаний, ты с трудом отличишь одну работу от другой.
Да, они все равно находят какие-то интересные идеи, потом их тиражируют там.
Вот именно. Но продают это как эксклюзивный проект. Мы решили немножечко развести эти два направления. У нас два формата услуги. Есть эксклюзивное проектирование и последующий генподряд по реализации интерьера. Это действительно и дольше, и дороже, и подход, когда люди не торопятся, когда люди готовы согласовывать 3D визуализацию. Мы на 3D визуализации отражаем реальные позиции, это все нужно замоделить. Это занимает достаточно много времени. Проект длится 2,5 месяца, иногда больше, в зависимости от согласований с заказчиком.
Что такое стиль? Это набор сочетающихся между собой декоративных элементов отделки, освещения, сантехники. Это, по сути, библиотека определенных позиций, которую мы как бы надеваем на каждую конкретную квартиру. Но при этом проект остается индивидуальным. То есть, у человека все равно индивидуальное планировочное решение, у него все функциональные решения – тоже исходя из его образа жизни. Человек получает полноценный проект, причем, от тех же самых специалистов, которые работают с более дорогими, более сложными проектами, у которых наработана рука. Сейчас у нас в штате 10 дизайнеров, 6 ведущих – это люди с опытом от 7 лет в дизайне интерьеров. Это позволяет, в том числе на среднем сегменте, работать и оплачивать их труд. Потому что многие дизайн-бюро просто отказываются вообще брать проекты, у которых бюджет меньше 2 млн. Им просто неинтересно. В той бизнес-модели, которая у них сложилась, они не могут зарабатывать с этого. Мы поняли, как это можно делать с помощью такого подхода.
Сколько времени уходит на разработку одного стиля?
Ты имеешь в виду, до того как стиль вышел на рынок? Стиль как продукт. Это, по сути, тот же проект. Проект с заказчиком длится около двух месяцев. У дизайнера, допустим, как правило, около двух-трех проектов. Плюс время на согласование. Месяц как минимум – поиск определенных позиций, подбор, визуализация, пересмотр этой визуализации. То есть, поиск оптимального решения, это создание спецификации подробной.
То есть, это достаточно объемная работа. Получается, мы эту работу как бы вынесли за скобки, и не просим заказчика ждать, пока мы это сделаем. Он приходит, и уже может выбрать решение. Да, их ограниченное количество. Да, у них есть определенные ограничения по кастомизации. Но мы пошли дальше, чем, например, прошлый мой проект и то, что есть на рынке – мы разработали стили для пятикомнатной квартиры. Предусмотрены материалы и проектные решения для возможных ситуаций. Кабинет, спальня, детская, коридор, балкон – все, что угодно.
Его же можно натянуть, соответственно, и на двухкомнатную квартиру.
Нет проблем натянуть и на однушку, на двушку, и так далее.
Бывает такое, что вы какие-то позиции запланировали, но при этом они через какое-то время ушли с рынка, перестали их производить? Как вы производите замену?
Да, такое бывает. Но мы стараемся позиции, когда они закладываются – это тоже отдельная работа менеджера по комплектации вместе с дизайнерами – у поставщиков уточнять позиции, которые сто процентов будут в наличии.
Они стоковые, в основном, эти позиции, которые вы подбираете?
Они не стоковые, они, скорее, более массовые. Не супер уникальные, не супер какие-то изощренные.
Потому, что они не заказные, ты не ждешь три месяца?
Да, они не заказные, они, в основном, по складским программам идут. Задача – чтобы у нас срок реализации отделочно-монтажных работ не зависел от увеличенных сроков поставки. Чтобы мы знали, что когда у нас черновые работы закончатся, чтобы все основные позиции по отделке были на объекте, чтобы мы сразу могли их смонтировать, реализовать.
Да, конечно, стили должны обновляться. У нас сейчас уже вторая очередь стилей. У нас где-то было про 13 написано, сейчас их уже 9, мы от части старых стилей отказались. Естественно, мы будем разрабатывать новые.
Мне больше всего понравился стиль «Пудровый минимализм». Что это такое?
Сейчас есть такой тренд, в 2017 году, в 2018-м, именно на пудровые оттенки.
Это такой розоватый?
Да, розоватый, но не вычурно розовый, достаточно нейтральный. Его можно добавлять и как-то акцентировать с помощью более насыщенных цветов мебели, текстиля, и так далее. Отвечая на твой вопрос, что такое стиль: на 20% это акценты, которые создают тон, что-то есть еще, что вокруг акцентов дополняет. Если это классика, то в классике есть декоративные элементы в виде молдингов, в виде декоративных панно, в виде освещения – это дает акценты.
Но наша задача – снизить стоимость и себестоимость работ. Поэтому есть некий фон, то есть коридор – это стены под покраску, где декор избыточен, он должен быть убран. Где он дает акценты, где он оправдан, там он присутствует.
Ты говоришь, что вы уменьшили какое-то количество стилей. Видимо, потому что они не очень были востребованы?
Скорее не то, что востребованы, а интерьеры и стили – как мода. Мы хотим в меньшей степени зависеть от изменяющихся трендов, и хотим создавать что-то, что будет актуально достаточно долго, ищем такие решения, которые будут более востребованы. Если мы видим, что стиль не заказывают, то мы его…
Какие самые популярные из тех, что у тебя представлены?
Как-то периодами. Мы с осени запустили, активно маркетингом не занимались. У нас есть достаточно большой поток органических заявок, с которыми мы работаем, они нас полностью обеспечивают. Сейчас мы параллельно развиваем структуру, чтобы все это переваривать без потери качества.
По популярности – был период, когда было больше всего запросов на современную классику и на два варианта «Скандинавии», которые у нас представлены. Сейчас, в последнюю неделю, несколько запросов одновременно на черно-белый минимализм и на темный лофт. Хотя мы уже думали, что-то их никто не заказывает, и вот пошли запросы именно на них. Наверное, сложно судить. У нас не такой огромный объем.
То есть, через пару лет можно будет общаться.
Да. И плюс, мы планируем, что у стилей будет определенная сменяемость, чтобы, опять же, не зависеть от позиций, которые сняли с производства. Ты за кадром меня спрашивал, можно ли будет какие-то внешние стили вставлять.
Например, мы сейчас прошлись по нашему дому в Шульгино. У нас это называется экоурбанизм. Тебе понравилась такая стилистика, с серыми потолками? Она своеобразная.
Меня сложно, конечно, удивить. Хотя я не дизайнер, но насмотрелся уже достаточно. Я помню себя четыре-пять лет назад, у меня другие стили были в предпочтении. Сейчас они меняются. Мне понравилось. Мне понравился целостный подход системный, такая близость с природой.
Отвечая на твой вопрос, можно ли сделать такой стиль – да, можно. Мы можем разместить у себя на сайте ваш стиль, поработать в диалоге с вашими дизайнерами. И вообще, это на самом деле то, куда мы движемся. Нет цели быть авторами всех стилей. Мы с несколькими дизайнерами уже на эту тему общались, им интересно.
Пользуясь случаем, делаю публичное заявление: все, кто хочет разместить свои стили – пожалуйста. Вы будете получать ройялти с продаж ваших стилей. Если он действительно такой крутой, если вы уверены, что он будет востребован, с каждой продажи вашего стиля, с продажи ремонта под ключ, вы будете получать агентское вознаграждение.
Отличная, интересная идея. Ты как бы не хочешь монополизировать и быть автором всех стилей, а именно привлечь авторов со стороны.
Мне надо дизайнеров немножко уговаривать. У каждого дизайнера по два-три, иногда чуть больше, эксклюзивных проектов. Дорогих, где много внимания нужно на разработку стиля уделять, на общение с клиентами, авторский надзор, сопровождение. Выдернуть специалиста достаточно сложно. У него разработка стиля идет как отдельный проект. Проект для этого клиента, проект для этого, и разработка стиля.
А так как должна быть некая ратированность, я считаю, нет и не может быть монополии. Мы, скорее, себя мыслим как платформа. Сейчас на этой платформе размещены только наши продукты. Но никто не отменяет того, что на этой же витрине могут быть выставлены и другие стили, пожалуйста.
То есть, ты хочешь рынку привить своего рода новый подход.
Не то чтобы прямо хочу, но делаем, смотрим, что происходит на других рынках. Думаем, что можно применить здесь, а почему нет. Конечно, рынок очень консервативен, и многие работают, как привыкли работать пять лет назад, десять. Даже как привыкли работать три года назад, сейчас уже становится не так актуально.
Я помню, как мы работали тогда и сейчас, и понимаю, что то уже не работало бы, потому что появляются новые технологии. И спрос меняет свое качество, люди начинают привыкать к сервисам во всех сферах. Они не понимают: «А зачем мне эта визуализация? Может быть, мы не будем визуализировать?» Мы говорим: «Нам нужно, чтобы вы приняли, согласовали проект, для этого 3D используется. Для этого уже есть готовое 3D, смотрите. Если нравится…»
Плюс, стиль можно доработать всегда. Есть простые инструменты. Мы каждый стиль можем доработать с помощью мебели. Это то, что непредзадано, то, что дорабатывается всегда индивидуально.
То есть, ты не исключаешь ситуацию, когда у тебя на сайте появится 50 стилей?
Да, но здесь возникает вопрос выбора. Чтобы глаза не разбегались, глядя на это.
Вот я и хотел спросить – такое разнообразие, оно клиентам нужно?
Я думаю, что разнообразие нужно, но необходимо этот выбор упростить, должна быть некая система ранжирования. Если стиль кликабелен, если он популярен, если его заказывают, он должен подниматься. Мы в какой-то момент, работая в студии «3.14», где у нас эксклюзивные проекты, столкнулись с тем, что готовые, завершенные проекты мы просто не успеваем описывать, выкладывать на сайт. Мы стараемся все выкладывать на сайт, но все равно, приходится что-то ранжировать – более популярное, более смотрибельное поднимать наверх. Я думаю, что и здесь может быть такая же модель, в которой более популярные востребованные стили выше. Могут быть какие-то классификаторы, варианты скандинавских стилей, варианты лофтов.
У нас сейчас два варианта лофта. Понятно, что это стилизация, не лофт в чистом виде, это имитация лофта – то, что в квартире. Но это все равно некий индустриальный стиль. У нас два варианта «Скандинавии», два варианта минимализма, есть экостиль, который тоже близок к минимализму. Есть контемпорари, современный стиль. Мы можем группировать эти стили, складывать их в группы – по близости какой-то, по применимости к тем или иным квартирам. Нужно дать широкий выбор и дать инструменты поиска по этому выбору.
А давай поговорим немного про конкуренцию на рынке. Твой проект такого рода – он не первый, как минимум, я знаю «Сделано.ру», который активно продвигается. Кто еще пошел по такой модели, и вообще, за кем ты наблюдаешь, кого можешь назвать?
«Сделано.ру» действительно были первые, это был 2015 год, когда начали появляться какие-то первые PR истории, и тогда – мы уже работали в формате дизайн-бюро – и осенью 2015 решили запустить сервис «Квадриум» с нашими партнерами. И подумали – а как еще можно эту идею развить. 40 000 за метр – за эти деньги можно сделать индивидуальный проект. Да, придется менеджерить бригаду, но все равно, ты в круг потратишь те же деньги, но будет более «вкусный» интерьер. Поэтому мы пошли в эту сторону, в сторону все-таки дизайнерских стилей, а не ремонта как такового.
Мы, по сути, по моим оценкам, вторые тогда запустили подобный проект. Потом, как грибы, начали появляться различные проекты, очень быстро появляться и затухать. Я по сайту это все отслеживаю, но по-прежнему, не могу выделить кого-то одного. Некоторые дизайн-бюро запускают подобные проекты. Из последнего – «Номер» — появилась такая компания Игоря Рыбакова и Оскара Хартмана Они вышли на рынок с тем же ЛТП – ремонт с фиксированной ценой по готовому стилю. Они там предлагают за 20 тыс. рублей это сделать. Я, правда, не совсем понимаю, как, но понятно, что там есть огромный бюджет и некоторое время они будут ориентированы, условно, на захват рынка, на маркетинг и т.д. Может быть, тебя реклама тоже догоняла – вот эти стереотипные истории сто страхом ремонта обыгрывают. Но они себя мыслят как платформа, которая будет агрегировать с одной стороны бригаду, с другой стороны создавать некую медиа-платформу. То есть, у них такие глобальные планы. В принципе, проектов много, достаточно набрать «ремонт по готовым стилям», посмотреть по трафику, это может быть как-то плюс-минус релевантно. У многих даже видно, что вот деньги были-были, и вот тут вдруг закончились – и все, трафик упал, и проект как-то затух. Но «Сделано» пока держится. Постоянно в поиске инвестирования.
Расскажи более детально про бизнес-модель, на чем ты зарабатываешь, что больше денег приносит. Все-таки, мне кажется, что продажа дизайн-услуг, услуг по дизайну интерьера – это просто входящий поток для дальнейшей отделки и заработка на самой отделке.
Ты зря так думаешь. В принципе, это действительно так, люди когда задумываются о будущем обустройстве дома, они, конечно, думают, что нужен проект. И это первая точка входа. Но это не значит, что это какая-то убыточная деятельность, потому что хороший дизайнер не может стоить дешево. При этом мы стараемся держать цену чуть ниже студийных цен. То есть, у нас, например, где-то 3400 стоит метр эксклюзивного проектирования, с визуализацией, с полным проектом, с подробной спецификацией. Я считаю, что это очень немного. Некоторые студии выставляют 6 — 8 тыс. рублей, частные дизайнеры могут брать меньше или больше. Но если работа правильным образом организована, то это тоже деятельность, которая приносит прибыль. Но у нас модель, в которой, скажем так, несколько направлений. Вернее, направление одно – создание интерьера под ключ. Мы выбрали для себя фокус – живые интерьеры, — и сосредоточились именно на них. В основном это дома, таунхаусы, больше всего, конечно, квартир. Соответственно, есть дизайны проектирования в двух форматах – эксклюзивное и адаптирование готовых стилей, и, собственно, генеральный подряд по созданию интерьера. Опять же, по эксклюзивному проекту или под ключ, по заранее разработанному стилю. В каждом продукте чуть-чуть своя маржинальность, но в целом должно быть наличие разных продуктов.
Еще работая с партнерами по «Квадриуму», глядя на «Сделано», я увидел проблему в том, что когда у тебя монопродукт, либо нужны большие инвестиции, чтобы его продвигать, либо тебе нужно этот продукт как-то изменять, либо нужно иметь продуктовую линейку. Мы сейчас идем к тому, чтобы вводить продуктовую линейку.
У нас есть продукт для премиум сегмента, это эксклюзивное проектирование и последующий генподряд. Есть для среднего, и средний плюс, и бизнес – это готовые стили, они по цене отличаются. Есть более доступные стили, есть более дорогие. И будем делать еще продукт для более доступного сегмента, планируем запускать его чуть позже.
Как ты набираешь команду? Меня особенно интересует два момента. Это дизайнеры – люди творческие, и прорабы-бригадиры, которые дальше ремонт делают – они ребята от сохи, что называется. Как ты подходишь к подбору персонала?
Это вопрос очень болезненный для многих, потому что привлечение специалистов высокого класса – это достаточно сложная задача. За последние полтора года мы достаточно сильно в этом продвинулись, с точки зрения именно уровня команды дизайнеров, которые у нас работают, специалистов.
Да, 10 дизайнеров держать в штате – это такая…
В моем представлении это основной человек, который создает продукт. По его проекту потом будет идти реализация, именно он задает тон взаимодействия с заказчиком, именно с ним складывается основная коммуникация. Он потом этот проект сопровождает.
Дизайнеров мы ищем, как и все, наверное, используя все возможные ресурсы. Это и HeadHunter, и социальные сети. Где-то помогает наша публичность в медиа. Мы достаточно широко представлены и в федеральных СМИ, и на интерьерных порталах. В принципе, бренд «Студия 3.14» уже более-менее на слуху в интерьерной тематике. Поэтому, конечно, в этом плане проще.
Плюс, стараемся создавать хорошие условия труда – это офис, удобно расположенный, отношение к сотрудникам как к команде, не как в некоторых российских компаниях принято. С точки зрения состава инженерно-технического и руководителей проектов, что касается стройки, здесь мы пытаемся выработать собственную модель скоринга подрядчиков. Понятно, что у нас нет огромной какой-то big data, какой-то возможности, многое строится на рекомендациях.
Сейчас есть два-три основных субподрядчика, с которыми мы плотно взаимодействуем. У нас в штате руководители проектов и инженер технического надзора, который осуществляет внутреннюю приемку. Но мы заранее, заблаговременно стараемся отсматривать новых прорабов и мастеров, смотреть, что они делают, запрашивать рекомендации, общаться по возможности с теми, кто с ними работал. Есть определенные тесты, некоторые задания.
Сначала даем более простые задачи. Если мы видим, что подрядчик соответствует стандартам, он подписывает рамочное соглашение, где прописаны стандарты нашей работы, и он готов по ним работать и выдавать какое-то качество. Но доверяй, но проверяй, как говорится. Недостаточно просто договориться, все равно должен быть стабильный инженерный надзор, авторский надзор, без этого никак.
Ты риски по генподряду все на себя берешь?
Да.
То есть, если у тебя там субподрядчик сбежал, все равно тебе отвечать?
Конечно, да. Здесь неплохо иметь про запас, что называется, подрядчиков, чтобы оперативно иметь возможность не бросать объект, не останавливать работы.
В нашей среде – архитектуры, дизайнерства, строительства – очень важный момент – именно портфолио. Это по факту готовые фотографии того, что вы сделали. Не все заказчики с радостью соглашаются добавить свои объекты в портфолио. Какие аргументы ты используешь перед заказчиком, чтобы он разрешил съемку?
Действительно, такой момент есть. Кто-то изначально задает такую рамку, в договоре прописывает, что ни в коем случае. И неважно, говорим мы, где это находится или не говорим, ни в коем случае. Но сейчас люди становятся более открытые, общий тренд, наверное, такой. Больше, наверное, в эксклюзив, в премиум-сегменте – это более история про приватность, про закрытость, и так далее. В среднем и в среднем+ сегменте люди более открытые, более в этом отношении лояльные.
Если отношения всю дорогу складывались достаточно хорошие у вас с заказчиком, то проблем с организацией фотосъемки не должно возникнуть. Плюс, мы стараемся тоже какую-то пользу давать, и давать скидки друзьям наших клиентов. Это нам помогает снижать затраты на маркетинг, у нас на перфоманс-каналы они практически стремятся к нулю.
Мы в свое время внесли пункт в договор. Заказчик просит выслать стандартный договор. Мы внесли пункт, что заказчик не возражает против того, что потом все это будет представлено в разделе портфолио на сайте. Но поняли, что этого недостаточно, потому что они очень часто этот договор не читают. На этом надо делать отдельный акцент в самом начале, до начала сотрудничества.
Мы еще такое правило ввели, что объект у нас в портфолио выставляется, когда полностью завершены все отношения с заказчиком, он доволен, и мы понимаем, что мы можем это делать. В процессе практически ничего не выставляем, только если это инвестиционные объекты.
Немножко отвлеченный вопрос. В прошлом году ты начал организовывать тематические профессиональные банные тусовки. Я, к сожалению, пока ни на одной из них не был. Наверное, в ближайшее время попробую присоединиться. Они действительно такие, нового формата, безалкогольные, где ценится хороший пар и приятное общение близких по духу людей. Расскажи, кто входит в костяк, по какому принципу ты людей приглашаешь, и что вы там обсуждаете.
Проект такой есть, называется «Открытая баня», сложился он вполне органически. Наш бизнес изначально складывался, когда мы начали с квартиры нашей мамы, которую надо было нам с братом сделать, и, в принципе, не знали, что с ней делать. Точно так же и баня рождалась, просто мы с друзьями любили туда ходить. Люди просились, в том числе и незнакомые, периодически. Мы подумали, что везде разные культуры. Где-то принято пивом напиваться, раками. Хорошо, я не против алкоголя, но с баней это очень слабо совместимо, и это не такое большое место в жизни занимает. Баня – это больше про пар, это больше про какое-то очищение, когда снимаются какие-то привычные социальные маски. Тело расслаблено, ум расслаблен, сами разговоры складываются на какие-то интересные темы. Совершенно иначе он проистекает, чем в деловой среде.
Мы с моим другом Кириллом Николаевым – он тоже предприниматель, основатель эйчар-сервиса «Поток» – много ходили, и подумали, что надо задать какую-то рамку. Просто сделали анонс на «Фейсбуке», люди присоединялись. Потом поняли, что «Фейсбук» сложно отслеживать, плюс он не всем дает выдачу. Я создал чат в «Телеграмме», но скорее, чат для анонсов. Я не люблю флудилку, просто: «Идем тогда-то. Кто будет?»
Потом сделали экселевскую табличку, просто чтобы был список людей, чтобы люди могли там отмечаться, писать свои контакты, кто чем занимается, кто чем может быть полезен, чтобы, опять же, не флудили в ленту. Формат открытый, нет каких-то критериев пока, хотя чувствую, скоро надо будет вводить. Но есть эти естественные фильтры. В основном, это предпринимательское, диджитал сообщество, много людей из IT, из диджитал маркетинга, много предпринимателей, инвесторы. Примерно такая тусовка.
Интересно, надо будет попробовать. Откуда ты черпаешь энергию? Ты сегодня сказал, что чуть ли не ночевал в офисе. Иногда приходится, я так понимаю, работы много. Где черпаешь энергию, и как ты поддерживаешь здоровье? Ты вообще ЗОЖовец или КОЖовец?
Как хорошо сказал основатель группы «Ленинград» про ЗОЖ… Я не то, что полностью разделяю этот принцип, но считаю, что крайности – это всегда не очень хорошо. В свое время, около восьми лет назад, у меня были проблемы со здоровьем. Мне показали йогу, и я с головой туда погрузился, был супер фанатом, спал на полу, вегетарианил какое-то время. Действительно, очень быстро избавился от всех болезней, организм почистился. Но понял, что в социальной жизни лучше какая-то золотая середина. Да, я делаю зарядку, есть наставник по йоге, с которым я много лет занимаюсь, хожу к нему в группу. Плюс – плаванье, зал. Я заметил, что в последние несколько недель я туда просто не дохожу, заморозил абонемент. Летом. В принципе, есть турники, есть возможность много двигаться, а я много двигаюсь. Нельзя думать, что весь залог – это движение. Еще и любимое дело, которым ты занимаешься, и определенное отношение к стрессу. Я заметил, что сложно работать с людьми, кто от возникшей проблемы начинает паниковать. Это естественно, нужно просто это принять – проблемы всегда возникают, надо с ними справляться, их решать через действие, через какую-то настройку, корректировку.
У меня пять коротких вопросов. Ты за какую зарплату пойдешь работать наемным сотрудником?
Хороший вопрос. У меня есть определенные обязательства перед самим собой и перед инвестором, и перед компанией, клиентами. Поэтому такое предложение я сейчас не смогу рассмотреть. Не знаю. Я до определенного момента думал: нет, по найму – типа ни за что. Хотя я, на самом деле, работал в системе образования, работал педагогом, преподавателем общественных наук, учителем в гимназиях, и так далее. То есть, я понимаю, что такое работать по найму, в том числе в полугосударственной структуре. Сейчас, в принципе, такой возможности теоретической нет в жизни.
То есть, зависит ты не от суммы, другими словами?
Вопрос действительно зависит не от суммы. Я занимаюсь тем, что мне нравится. Да, я устаю, да, я иногда в офисе ночую. Но я пока не готов это променять…
А сколько нужно платить дизайнеру за авторский надзор, чтобы он честно-честно отдавал все свои скидки заказчику?
Да, такой тоже вопрос… Я считаю, что честность не связана с той суммой, которую тебе платят. Можно дизайнеру очень много платить, и он все равно будет нечестно себя вести. Здесь вопрос той рамки отношений, которые изначально были заданы. Очень часто в отношениях кто-то больше берет, а кому-то приходится больше отдавать. В конечном счете, страдают специалисты, они мыслят скорее месячным доходом, а не сколько я с проекта заработаю.
Хотя я иногда задаю вопрос: «Сколько ты хочешь за год заработать? Скажи, чтобы мы цели поставили». Но в основном, речь идет про месячный доход. В нашей компании у дизайнеров доход складывается из проектной деятельности, это процент от оплаты сопровождения, авторского надзора, и, собственно, процент от агентских вознаграждений. Получается, картинка складывается из многих вещей, и доход увеличивается и размазывается. Во времени он может увеличиваться, если у тебя есть проекты с сопровождением.
Ты сказал «авторский надзор». Я все-таки разделяю авторский надзор и комплектацию. У нас за авторский надзор фиксированная ставка, и он никак не связан с закупками. Закупки – это отдельная деятельность, ее надо оговаривать отдельно. Авторский надзор – это выезды дизайнера на объект, анализ того, соответствует ли работа проектным решениям или нет, это коммуникация с заказчиками, их консультирование. Но это не вопрос закупок.
С закупками у нас такой подход, что мы стараемся существенную часть скидки, иногда до половины скидки, которая у нас есть, отдавать заказчику. И плюс, стараемся, чтобы там, где это, возможно, было какое-то преимущество для заказчика. Либо цена ниже рыночной, либо сроки поставки, либо это проверенный, надежный поставщик. То есть, дизайнер должен своей деятельностью приносить ценность. Если эта ценность оказана, она должна быть оплачена, либо через какую-то ставку, либо через договоренности по вознаграждению, и так далее.
Вспомни хотя бы один негативный отзыв от заказчика, чем он был недоволен.
У нас был такой заказчик с загородным домом, там была серьезная задача. А человек был из 1990-х. Мы с ним работали, два специалиста ведущих работали, архитектор и ведущий дизайнер. Мы работали также над фасадом, и еще проектировали на участке постройку – там баня, гостевой дом с системой комнат. Все хорошо, он подписывал акты, согласовывал. Мы работаем-работаем, стиль согласовали на первом этапе, двигаемся дальше.
Работаем над визуализациями, и они говорят: «Вы знаете, мы хотим вот эту стену передвинуть». Мы говорим: «Но она несущая, нельзя так делать». Все, тишина, мы продолжаем дальше работать. А потом нас ставят перед фактом, что «Мы уже начали работать с другими архитекторами, возвращайте деньги». Мы за невыполненные работы по Гражданскому кодексу всегда деньги возвращаем. Пошли еще больше навстречу, все подписали, закрыли. Проходит полгода, супруга его пишет огромный негативный отзыв о нас, какие мы плохие, непрофессионалы, и так далее.
Бывает обратная связь, конечно, но здесь я тоже ко всем клиентам обращаюсь. Компания растет, развивается, могут быть какие-то шероховатости, трудности. Обращайтесь всегда ко мне, в том числе, напрямую. Бывает, часть информации до меня не доходит. Мы очень быстро стараемся реагировать, выяснять ситуацию. Есть понятие, что клиент всегда прав, но на самом деле, клиент всегда должен быть доволен. Но разобраться, кто прав, кто виноват – это необходимо разобраться нужно погрузиться в документы, в процессы, что было сделано, что – нет. Бывают случаи и потребительского терроризма.
Да, мы это очень хорошо знаем.
Начинают шантажировать, что они предадут огласке, что-то выдергивается из контекста, «Вот посмотрите, там эта трещина». А работа еще не завершена, например, она еще внутренним нашим контролем не принята. Выгоняются рабочие, пишется официальное письмо, что мы самовольно покинули объект, подтягиваются юристы. Но здесь – адекватность. Доверяй, но проверяй. Мы всегда за то, чтобы выяснять некую истину, потому что репутация, конечно, очень важна.
В видеоблогинг пойдешь?
У меня эта идея, на самом деле, была еще года два назад, когда про это никто не думал. Но я пока не чувствую в себе достаточно и сил, и времени. Бизнес растет и требует много внимания, внутренние процессы в том числе. Я понимаю, что это нужно делать не менее системно, чем ты, с таким количеством техники, с таким системным подходом. Может быть, начнем что-то экспериментировать, давно хотели это сделать, какой-то тестовый формат. Я просто понимаю, что контента уже очень много. И повторяться не хочется. Когда будет что сказать, что-то интересное, яркое. Возможно, это будет жизнь дизайн-бюро, может быть, будут какие-то выдержки из объектов. И у дизайнеров есть запрос – как у внешних, так и у наших. У внешних – поделитесь опытом, а у наших – хотим делиться. И возможно, мы будем упаковывать какие-то такие образовательные истории, но больше сориентированные на практику, опираясь на наш опыт.
Самое основное, на чем нельзя экономить при отделке?
На дизайне.
У нас есть еще рубрика «Вопрос ведущему». Твой вопрос?
Да, я думал на эту тему, видел прошлые выпуски. Мне интересно, ты давно в этой сфере, и человек, который открыт к новым каким-то историям. Я это заметил, я тоже за тобой следил. И вопрос – как ты видишь наш рынок через 5-10-20 лет, некая такая перспектива, как изменится структура потребления? Мир же меняется очень быстро, вот как люди будут жить, может быть, вообще не будет интерьеров, это все будет проекция?
Если наблюдать за недвижимостью, очень много как бы повторений каких-то механизмов, оно идет из автомобильной индустрии, из такси, например. Сейчас появился, например, каршеринг. Ты недавно поделился новостью о том, что появились машины по подписке. Мне все-таки кажется, что акцент немножко перейдет от владения к пользованию, это первое.
Второе – соответственно, появится больше институциональных игроков, которые будут заниматься уже созданием готового продукта. К сожалению, на нашем рынке готового продукта очень не хватает, а он реально востребован. Почему мы и двинулись в этом направлении. Человек не хочет заниматься даже заказом гардеробных, кухни, и так далее. Он хочет просто принести свои тапочки и начать жить с завтрашнего дня, поэтому у него все должно быть продумано нормально, полноценно.
Это вызовет рост спроса на готовый продукт, потому что человек готов внести свой взнос какой-то, 10-15%, и все, начать пользоваться этим объектом, начать в нем жить. Соответственно, не нужно генерировать дополнительные деньги на отделку. В квартирах этот вопрос плюс-минус решен, много вторички, много предложений от застройщиков с отделкой, а в загороде этого нет.
Соответственно, если туда банки двинутся с финансированием, подтянутся такие частные инвесторы, как мы, они сейчас есть. В элитном сегменте, в бизнес сегменте будут создавать действительно хорошие продукты. А если застройщик, который делает продукт под ключ и занимается этим системно, он, по большому счету, может сделать его выгодно для конечного потребителя. И при этом еще на этом заработать, потому что он работает на масштабе, и подбирает там определенные какие-то решения, которые потом дальше тиражируются.
Производители мебели, той же кухни. Ты придешь к одному производителю, частный заказчик, и начнется – эти обмеры, договора. Это же все ложится в цену. Когда застройщик имеет договоренность с кухонщиками, делает 20 хороших качественных кухонь в год – это совершенно другой подход.
Это мировой опыт.
Совершенно точно. В Америке все входят в абсолютно, полностью готовый дом. У них даже в принципе нет продажи неготового жилья. Оно есть, но в очень маленьких количествах.
В свое время — если говорить про тенденции, планировалось, что произойдет какой-то переход к более промышленному производству. И мы в этом направлении думали – вот модульные дома, например. Поэтапное строительство дома – нас такие мысли тоже посещали, но это немножко не наш сегмент. Мы все-таки в более элитном, в премиум-сегменте работаем. Я про что говорю – фабричное производство для России как-то не особо интересно, наверное, произойдет перекос, но, опять же, небольшой, в сторону дерева и каркаса в сегменте эконом и бизнес. Но вот элит останется в кирпиче однозначно, и пока еще на долгие годы. Если заглянем через 10 лет, мне кажется, мы все так же будем стоить кирпичные дома. Возможно, будет немного другая начинка, поинтереснее фасады.
Это один из самых древних материалов и прошел проверку веками
Да, и плюс в элитном сегменте он не столько влияет на себестоимость, небольшой процент удорожания по сравнению с той же каркасной технологией.
А здесь кирпич?
Да, здесь кирпич. Единственное, что он отделан снаружи лиственницей, вентилируемый фасад. Это сочетание – как раз экоурбанизм, то есть, снаружи лиственница, внутри – бетонные стены.
Ты задавал вопрос, что такое стили. Сейчас тоже ты говоришь, продукт – это как блюдо. То есть дом – тоже как блюдо, ты знаешь ингредиенты, из которых он должен состоять, с точки зрения материалов, в каком сочетании, в какой пропорции. Но, миксуя их разным образом, могут получаться разные блюда, и они еще должны быть определенным образом поданы. Я думаю, что в этом плане мы в одном направлении и смотрим, и движемся. В таком продуктовом мышлении. Каждый раз невозможно, и иногда даже хуже для всех, в конечном счете, на цене это отражается – с нуля создавать то, что уже было множество раз создано.
Согласен с тобой. У нас вопрос от зрителей. Как оценить качество работ в процессе?
Есть стандарты. Есть государственные стандарты, есть внутренние стандарты, если мы говорим про отделку, которую мы используем. Во-первых, работы должны соответствовать проекту, они должны соответствовать этим стандартам.
Приходит инженер технического надзора внутри этапа, есть авторский надзор, обязательно должен быть. И у нас входит в состав услуги сервиса интерьера Tim&Team. Это история более премиальная, но у нас она зашита в услугу. Без авторского надзора невозможно создать интерьер под ключ. За счет этой системы проверок можно контролировать качество.
У меня вопрос от моего знакомого подписчика, и возможно, нашего потенциального клиента, как он сам сказал. «Тимур, может быть, я прослушал. Сколько людей работает в компании? Всех берешь в штат, на ГПХ?» Антон, отвечаю на твой вопрос. У нас сейчас около 25 сотрудников в штате. Это дизайнеры, менеджеры, административный персонал, руководитель, инженер. Соответственно, бригады и мастера – их количество больше. Суммарно, я думаю, около 50 сейчас. Но мы их, конечно, в штат не оформляем, потому что экономически это невозможно, и юридически, к сожалению, тоже в нашей стране.
Есть еще вопросы? Нет. Но мы обязательно смонтируем этот эфир на YouTube, и обязательно там будут вопросы. Какой подарок ты приготовил за лучший вопрос на YouTube?
Как это ни банально, но подарю 100 000 рублей в качестве скидки на наш ремонт под ключ. Можно будет выбрать из дополнительных опций что-то на 50 000, и 50 000 будет скидка к основному чеку. Этой скидкой можно воспользоваться либо самому человеку, который задал вопрос, либо подарить ее кому-то из друзей, знакомых.
Отлично! Ребята ждем ваши вопросы на YouTube. Когда это все у нас выйдет, это будет примерно в конце июня – в июле, Тимур выберет самый лучший вопрос и подарит свой подарок. Спасибо, что были с нами! Я надеюсь, вам перемещение в другие декорации понравилось. Мы будем практиковать это, может быть, даже в какие-то другие локации переезжать.
Оттестировали перевозку всего оборудования. Единственная проблема была немножко с интернетом, трансляция периодически прерывалась. Но мы обязательно выложим полную запись, без прерываний. Следующую пятницу мы пропускаем, потому что меня не будет. Мы, возможно, запишем интервью с Валерием Мищенко на горе Афон и проведем такой диалог, если удастся его смонтировать, то выложим его уже в следующую пятницу.
Спасибо, что были с нами. Владейте, двигайтесь, творите!
ХОТИТЕ СМОТРЕТЬ ВСЕ ВЫПУСКИ ПЕРВОГО СЕЗОНА? ЛЕГКО!
Я перезвоню Вам в ближайшее время
Загрузить файл [antibot]