Следите за трендами в архитектуре? Любите все современное и креативное? Сегодняшний выпуск для вас! С архитектором Станиславом Николаевым мы отправимся в очень необычный и современный дом в бионическом стиле. Это настоящее произведение искусства, да еще и идеально вписанное в сложный рельеф участка. Я покорен! Уверен, вам тоже понравится!
Вдохновленный знаменитым «Домом раковиной» архитектора Котаро Иде, заказчик хотел реализовать его копию на своем участке. Но архитектор посмотрел на задачу шире и создал свой шедевр. Большинство декоративных элементов в доме сделаны на заказ, начиная от окон и радиаторов, заканчивая столешницами и душевой кабинкой. Станислав поведает обо всех нюансах и курьезах, с которыми столкнулись при проектировании и строительстве, а также расскажет о роли искусства и темы Японии в общий интерьер дома.
Что включает в себя бионический стиль? В чем заключается концепция метаболизма, и быстро ли заказчик согласился с этой концепцией? Как и из чего строили этот коттедж? Почему отказались от идеи «умного дома»? За что Станислав любит скетчи в архитектуре и как много может визуализировать в этой стилистике на наших глазах за 5 минут?
Обязательно сохраните это видео! Получите большое эстетическое удовольствие.
Коллеги, приветствую! Я как владелец строительной компании часто задаюсь вопросом: должен ли дом служить чисто утилитарным целям и быть комфортным жилищем, или при этом он еще может быть произведением искусства. Как правильно при строительстве совместить эти два момента, да еще и вписать дом в ландшафт? Сегодня мне повезло, потому что мой знакомый архитектор пригласил меня сделать обзор на дом, построенный в бионическом стиле. Если вы любитель всего современного, модного в архитектуре, то обязательно досмотрите этот выпуск до конца. Это канал VDT, и я — Алексей Аверьянов.
Новые технологии в производстве строительных материалов, а также 3Д-проектирование дают возможность архитекторам создавать очень необычные проекты. Одно из самых новаторских направлений в архитектуре в последнее время — бионика. Это сочетание органического стиля, вписывание его в природу, в ландшафт. Наверняка вы знаете известного американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, который как раз был основоположником органического стиля, который сочетал природу, ландшафт. Этот дом, конечно, построен не в райтовском стиле. Я хочу вас познакомить с архитектором, автором проекта. Это Станислав Николаев.
Алексей Аверьянов
Привет, Стас! Расскажи в двух словах, как родилась история такого проекта?
Станислав Николаев
Заказчик пришел по рекомендации. У него был определенный запрос, направленный на конкретный аналог, где он просил повторить один в один. Это японский архитектор Котаро Иде, и его известный дом-ракушка.
Это тоже органический стиль?
Да, это органический стиль в своем построении, в своей логике построения и взаимосвязи с окружающей природой. Как автору и творческому человеку взять и скопировать — это неприемлемо. Предложил, давайте я сделаю свой вариант? Согласились.
Не побоялись того, что это сложно будет с точки зрения воплощения в жизнь? Непрогнозируемый наверняка бюджет.
Когда была согласована концепция, и в ходе ее проектирования было сомнение, что это когда-то будет реализовано. Звонок через неделю: «Запускай рабочее проектирование». Я думаю: «Да ну? Попробуем».
Ты назвал это органическим стилем с философией метаболизма. Это что такое?
Органический стиль не обязательно подразумевает какие-то органические формы. В нем есть ключевая идея — единение с окружающим ландшафтом и вписывание архитектуры в этот ландшафт. Метаболизм — некая цикличная история. У нас есть времена года. Эти времена года и каждая природа должна взаимодействовать с жильцом. Так как сама архитектура построена таким образом, что ландшафт как бы втекает внутрь, так же как внутреннее пространство вытекает во внешний мир, житель находится в контакте с природой. Он видит эту смену, цикличность.
С какими основными трудностями вы столкнулись при создании такого дома?
Основная трудность в самом начале — придумать технологию, как заливать этот бетон. Было несколько вариантов, начиная, что из пластика отливать формовку, ставить ее на леса и сверху заливать оболочку. Это было очень дорого. Мы от нее отказались. Далее была рассмотрена возможность напечатать его в 3Д. Есть 3Д-принтеры, которые печатают бетон. По итогу была выбрана из судостроения, а-ля судостроение технология. Просто ставились ребра жесткости. Сверху обкладывалось это всё листами фанеры. Уже далее арматура, и заливалось это всё. Сложность была в том, что залить самую первую стенку. Я просто помню этот момент, когда приехал на авторский надзор. Эта часть под балконом была. Это самая первая часть. Сидели ребята-строители, которые гнули эту арматуру и с ненавистью на меня смотрели.
Сложность была именно в первоначальном этапе отработать эту технологию для того, чтобы дальше уже это всё как-то пошло более живо. Так как весь дом имеет постоянно изменчивую форму, в некоторых местах что-то не сходилось.
Где ты нашел этих строителей, которые способны такое построить?
Это представитель заказчика, Евгений Маргоев. Он сам с радостью и вдохновением взялся за этот проект, чтобы его реализовать. Получился такой симбиоз хорошей команды, которая решала креативно любую задачу.
Пойдем, проведешь экскурсию небольшую. У нас, конечно, погода — форма метаболизма.
***
Как ты определился с посадкой дома в этот ландшафт?
На участке был овраг, в котором в дальнейшем уже разместился дом.
Ты дом сам в овраг посадил по факту?
Я его как бы обошел. Было необходимо сделать некую барьерную визуальную часть, чтобы отгородиться от соседей. Оконный фронт витражей выходит только внутрь участка, создавая приватную зону. Для того, чтобы со стороны улицы дом не смотрелся какой-то кучей, необходимо было его еще присадить, утопить.
Ландшафтники здесь тоже большую роль сыграли?
Да, проектирование шло комплексно. Здесь мы работали с нашими хорошими друзьями. Это Алексей Петелин, «Экопочва» и его команда. В неком симбиозе всё это развивалось. Была основная концепция. Дальше как кожа на скелет натянулся весь ландшафт.
Вы их подключили в самом начале на этапе проекта?
Практически да.
Настолько это классно оштукатурено.
Это силиконовая штукатурка. Она имеет свойство растягиваться. Так как здание должно присаживаться, была выбрана именно такая штукатурка. Практически она нигде не трескается. Эти элементы декоративные — это выполнено из металла.
Как это можно всё выгнуть? Это же прямо в трех плоскостях гнется?
Это золотые руки нашего подрядчика по металлу. Опять же вот решение отбиться от мощения.
Это резинка что ли?
Да, это резиновый плинтус.
Никогда в жизни не скажешь.
Он отбивает влагу и не дает штукатурке разрушаться в стыке.
Все эти композиции, ты их тоже сам подбирал?
Подбиралось совместно.
Это что? Это бык?
Это бык, который прошел через коллайдер.
Я люблю такие всякие интерактивные вещи. Вроде бы забор сплошной, но при этом так всё чуть проглядывается.
Здесь такой эффект. Вроде и хочешь туда заглянуть, посмотреть, что там на участке, но в глазах рябит. Решение очень неожиданно было принято. Приехали на металлобазу. Я смотрю, валяются уголки просто. Составил их вместе. Забор будет таким.
Это у нас въезд?
Да, это въезд. Первое, что нас встречает, это паркинг. Здесь помещается три автомобиля. Очень комфортно. Главный вход и спуск на участок. Прямо мы поднимаемся и по обходной тропиночке попадаем внутрь двора.
Расскажи про кровлю.
«Зеленая» кровля. Хорошо отработали и ландшафтные дизайнеры. Вообще отсюда нужно каким-то образом воду собирать. Есть переливные колодцы, через которые уходит. Влага идет по дренажу по периметру самого здания. Внутри самих этих склонов уходит в колодец и дальше переливается. Есть полив. Растения выбирались специально. Так как кровля сама по себе живая, она имеет свойство тоже принимать из окружающего мира какую-то растительность. Вся эта кровля приобретает более естественный вид.
Это фонарные окна. Они были здесь необходимы. Здание с двумя крыльями. Между этими крыльями образуется внутренний приватный двор. Весь фронт остекления выведен именно в этот дворик. Свет хотелось каким-то образом поместить внутрь помещения, чтобы он был. Были спроектированы такие окна. Каждое окно размещено по движению солнца. В течение дня, пока солнце идет, свет всегда проникает внутрь.
У нас есть портал, называется проекты.ру. Мы там собираем различные интересные реализованные проекты со всего мира. Там в бионическом стиле, кроме этого дома-ракушки, про который ты говоришь, особо ничего не было. Это действительно новинка в архитектуре?
В мировой практике архитектурной таких примеров немало. Это не какое-то исключение из общих правил.
Я вижу, всё-таки сейчас пока на квадратные, прямоугольные здания, на плоские кровли спрос идет.
Слава богу, хотя бы это уже начинает появляться в России. Мы уходим от помпезной вычурной классики. Это радует.
Давай немножко про финансы поговорим. Сколько стоит создать такой шедевр, имею в виду, сам проект?
Наверное, где-то от 1000 рублей за квадратный метр. Рабочее проектирование от 2000-2500 рублей в комплексе.
Насколько твоя цена проектирования зависит от того, насколько тебе интересна задача эта?
Я назвал это с учетом того, что задача суперинтересная, и мне хочется этим заниматься.
Может быть, были какие-то интересные курьезные случаи?
Как-то один рабочий приболел. Необходимо было вызвать скорую помощь. Ребята на скорой приехали сюда. Что они первое сделали? Они не пошли к больному, а вышли и начали фотографировать. Им говорят: «У нас там человек загибается. Надо помочь». «Нет, подождет».
Прямо реально такое пространство. Как будто ты на улице сидишь.
Здание проектировалось таким образом, чтобы изнутри ты находился как бы в природе. Чтобы этот диалог постоянно присутствовал.
Насколько вот такие формы реально бионические. Тут всё бионическое.
Вся эта форма более человечна что ли. Она создает некий уют и спокойствие души.
Есть анекдот про тещу, знаешь такой? Построю дом без углов, а то теща говорит: «Построишь дом, я себе уголок там найду».
Это углубление тоже как-то родилось?
Углубление имеет философское начало. В самом доме присутствует завуалированная японская тематика. Она была клиентом заявлена изначально. Заниматься формализмом, просто взять и что-то скопировать из Японии не очень хотелось. Хотелось это завуалировать немного и символы добавить. Этот круг имеет философское начало как гармония противоположностей. Инь и янь, такая символика. Если обратим внимание на эту перегородку, она не только функционально зонирует пространство, но и в ней присутствует классический символ Японии — круг.
Здесь реально некричащая Япония.
Внутри дома нет активно кричащих японских каких-то мотивов, но есть в глубине концепции философия.
Телевизора не вижу.
Это был запрос клиента, что никаких телевизоров дома.
Это очень оригинально. Как вы эти стекла здесь делали?
Каждое стекло проектировалось, можно сказать, отдельно. Были опасения, что это будет стоить очень каких-то безумных денег. По итогу всё относительно бюджетов этого здания. Оно было в достаточно приемлемых границах.
Здесь в гостиной получается две зоны. Одна такая диванная, и еще есть кресельная. Полный интерактив с природой.
Она изначально проектировалась как некая кофейная, где действительно можно посидеть и помедитировать. Находится в этом контакте с природой, о котором я говорил. Теоретически если здесь залипнуть надолго, то можно видеть, как меняются времена года.
Это прям окно невероятной формы.
У него есть определенный радиус. Этот радиус практически везде для простоты производства был упрощен.
Это тоже заход такой, решетки прям.
Некоторые детали подрядчиков приводили в шок. В начале они говорили: «Господи, что вы здесь натворили? Этого же вам никто не исполнит».
Ну исполнили же!
Исполнили. Также концепция проектировалась, казалось, что это неисполнимо.
Здесь ушли от плинтусов намерено?
Была прямая задача избавиться от плинтусов. Во-первых по радиусным стенам это достаточно тяжело сделать и найти подходящую технологию. Во-вторых, для чистоты архитектурных решений.
Здесь хотелось подчеркнуть всю форму для вечернего времени и создать какую-то определенную атмосферу. Это удалось исполнить за счет того, что поставили технический свет так, чтобы усилить ощущение архитектуры и выделить определенные моменты.
Он просто светит на стены, на себя особо внимание не отвлекает.
Он, во-первых, не слепит, когда находишься рядом. Во-вторых, он равномерно освещает плоскость стены, создавая еще более воздушности этого пространства. На этой стене это наиболее видно, что она подсвечена практически равномерно.
Здесь действительно какой-то японский мотив.
Здесь изображены карпы, тоже классические символы Японии.
Это я не представлю, как построить такую лестницу.
Конструктивная часть выполнена из бетона. Пеноблоками выложены радиусные вещи и аккуратно оштукатурены.
Это у нас хозяйская спальня?
Да, это мастер-спальня. Она выполнена в более комфортных для отдыха приемах. На полу американский орех. Присутствуют предметы искусства. Отсутствие телевизора. Шторы у нас открываются. Когда уже ложишься спать, не всегда хочется вставать и закрывать или открывать шторы. Предусмотрено автоматическое открывание штор. Одновременно все окна.
Просто с кнопки, без каких-то «умных» решений?
Хотелось и систему «умный» дом применить. Заказчик настойчиво попросил избавить его от этих всех. Всё упрощено. Стенку здесь сделали не только как декоративное решение, но и функциональное. Просвечивает, дает нам возможность что-то видеть, но в то же время если кто-то находится на улице, то достаточно трудно разглядеть, что происходит.
В хозяйской спальне любой должен быть гардероб и санузел. Как можно гардероб такой круглый организовать?
Здесь хитрое пространство. Оно не кажется таким маленьким внутри.
Да, очень оригинально и функционально. У тебя есть очень много чего повесить. Вот эта форма круглая тоже здесь соблюдена.
Это у нас санузел.
Половая доска.
Да, здесь применен тик, который создает ощущение добротности и богатства. Здесь между каждой доской идет прорезиненная поверхность. Раковину делали по эскизу, подбирали камень. Из цельного камня ее высекали.
Интересная история. Повесили радиатор. Он другого цвета должен был быть, и вообще он здесь не должен был быть. Когда приобрели эту скульптуру, я говорю: «Давайте мы ее сюда будем ставить». Если отойти, это всё одна композиция.
Кстати, да.
Перед инженерами ставилась задача, чтобы окна фонарные не запотевали. Интересное решение совместно мы разработали. Чтобы не запотевало окно, сюда должен поступать воздух. У нас приток воздуха в дом идет через эти оконные проемы.
Одна из гостевых спален. Везде символика присутствует. Я не мог об этом забыть. Картины, хотелось обратить внимание, помимо того, что предметы искусства мы подбирали в Европе, часть картин рисовал наш локальный художник. Очень удачно уместилось. Если еще приглядеться снизу вверх, то мы видим эти желтые вещи, которые тоже имеют перекличку.
Дальше попадаем в космический корабль. Здесь что кабинка делалась под помещение по эскизу, что столешница.
Столешница вся цельная, встроенная раковина.
Да, это искусственный камень. Во всём доме это такое пространство, где попадаешь куда-то в иное. Удалось поработать с фабрикой Антонио Лупи. Давно хотел с ней поработать. Это один из тех случаев, когда технические вещи, в данном случае это полотенцесушитель, обретает какой-то эстетический характер и хорошо гармонирует.
Как такая стена делается?
Это серийная плитка.
Где у нее границы?
Попробуй найди.
Нет, правда, плитка — это что?
В этом и фокус. Можно еще попробовать найти лючок здесь.
Здесь есть лючок? Мне кажется, ты издеваешься надо мной.
Следующее помещение, это спальня вторая. Она черная. В определенный момент супругу заказчика данное решение немножко смутило. Существует такое опасение, стереотип, что черный цвет давит, влияет негативно. Мы договорились таким образом, что давайте просто попробуем покрасить. Вы придете, почувствуете пространство, а дальше решим. Возьмем валик, перекатаем всё в другой цвет. Когда всё это покрасили, был тот эффект, который мы ожидали. «Мы оставляем черный».
Если бы не было такого панорамного окна, то, конечно бы, это всё давило. Тут ты как бы в природе, черное, но у тебя весь акцент всё равно на улицу.
В данном помещении присутствует один из предметов искусства, который подбирался в Европе.
Ты сам ездил выбирал?
Да. Я взял с собой коллегу, которая тоже очень разбирается и любит искусство. Здесь важна была любовь и понимание, какой предмет зайдет в этот проект.
Как это вообще происходит? Галереи посещаешь какие-то?
Есть дизайн-проект. Уже в момент реализации я прошелся по всему пространству, чтобы почувствовать, где бы хотелось добавить, что было не учтено в проекте. Дальше составлен был список галерей, которые нужно посетить и посмотреть. Поехали в Голландию. Это как некая цитадель современной архитектуры. Искусство тоже там присутствует очень много. Хотелось это всё совместить, и — я просто люблю Голландию.
Понял.
Следующее помещение — это кабинет. Он ориентирован и изначально проектировался на стадии концепции архитектурного проекта. Его расположение и непосредственная связь с природой, потому что в кабинете хочется спокойно работать, что-то делать. Должна присутствовать какая-то атмосфера, которая способствует этому всему.
Мне здесь очень кресла нравятся. Можно прям расположиться здесь и забыть о любой работе.
Да, они способствуют расслаблению. Можно немножко отвлечься от работы и посмотреть предметы искусства. С этого балкона открывается вид на участок.
Это герметик, нет?
Это у нас имитация плинтуса. Здесь большие радиусы. Пришлось как-то креативить. Придумали такое решение, как закрыть это всё резинкой.
Просто это резинка?
Да, это специальная резинка отливалась г-образной формы, которая вставлялась в щель между стеной и напольным покрытием.
Стас, ко мне в последнее время стали часто обращаться киношники. Хотят снимать какие-то оригинальные дома для своих фильмов, для сериалов. Дом бомбический. Я не знаю, насколько собственник готов его предоставить для съемок. Его с руками оторвут.
Такая возможность есть. Она обсуждалась. На определенном этапе реализации мы с заказчиком об этом говорили. Я предлагал: «Давайте попробуем. Пустим ребят, которые будут снимать клипы, фильмы или еще что-то, в этот объект». Он действительно имеет не только функцию жилья, но и его можно использовать как какую-то красивую площадку.
Друзья, если среди вас есть продюсеры, локейшн-менеджеры, кто как-то завязан на киноиндустрию, пишите мне в комментариях или личным сообщением в любую соцсеть. Я вас обязательно свяжу с собственником. Здесь можно будет очень хорошее качественное кино заснять.
Здесь тоже есть интересное помещение. Черный санузел. Достаточно интересно получилось. Здесь есть тоже такая история о неразделенной любви.
Это вот эти фигурки?
Фигурки, да. Вот так получилось, что это получилось в туалете, чтобы над этим поразмышлять. Она любит его, он любит ее.
Самая довольная — это она.
Скорее всего, она вообще никого не любит и вот тянется.
Посетитель должен сам свои выводы сделать.
Конечно, пища для размышлений.
Мне нравится история в том, что даже вот в гостевом санузле художественная ценность присутствует.
Везде хотелось каждый уголок наделить какой-то маленькой историей, смыслом, чтобы можно было поразмышлять.
Это всё как оно зарождалось?
Эскиз был отрисован от руки. Это был скетч.
Я недавно размещал опрос, что скетчи умрут или нет. Сейчас засилье 3Д-визуализации. Я так понимаю, что ты за пять минут 3Д-визуализацию такого объекта не сделаешь и не построишь.
Конечно, это не за пять минут нарисовано, потому что идет определенный процесс и рождение самой концепции. Таких скетчей на один дом может быть достаточно много. Потом, когда понятно, какая идея, он уже берется один, дорисовывается и отдается в производство для визуализации.
Ты здесь нарисовал от руки, а дальше уже интегрирование.
Да, в фотошопе просто доделано.
Возможно 3Д-визуализацию интерьеров, экстерьеров такого дома сделать?
Конечно, можно, но это других усилий требует и профессионализма, но всё под силу.
Здесь была 3Д-модель дома?
Да, была. Она уже воссоздана по скетчам. Скетчи важны для того, чтобы тому же визуализатору пояснить какие-то моменты, как всё это должно выглядеть.
Ты можешь в режиме реального времени нарисовать что-нибудь?
Давайте попробуем.
Даже меньше, чем пять минут.
Как-то так. Понятно, что это некая абстрактная история, за три минуты нарисованная. Когда есть техническое задание, какие-то определенные есть функции, то уже идет проект. Это анализ, описательная часть. Потом уже я беру ручку и начинаю что-то рисовать.
Как вам, друзья? Хотели бы жить в таком доме? Лично на меня этот дом произвел огромное впечатление. Воплотить такой непростой проект и сделать это очень качественно — это дорогого стоит. Пожалуйста, поделитесь вашими мнениями в комментариях. Я лично считаю, что будущее лежит как раз в некой гармонии новейших технологий и архитектуры. Это всё должно быть естественно вписано в природу. Это гораздо лучше, чем бетонные коробки городские, бездушные муравейники, «человейники», как их называют. Я бы отдал всё, чтобы недвижимость развивалась в таком направлении и была бы действительно близка к природе.
Я напоминаю, что если у вас на примете есть интересные элитные современные высокотехнологичные дома, то обязательно шлите мне. Я с удовольствием приму ваше приглашение и сделаю подробнейший обзор по ним. Это был VDT. Владейте, двигайтесь, творите. Пока-пока!
Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | Vkontakte
Подразделения компании:
Я перезвоню Вам в ближайшее время
Загрузить файл [antibot]