Давно хотели попасть в логово одного из крутейших digital-агентств? Добро пожаловать в офис ART3D, монстра визуализаций и упаковки продукта в сфере недвижимости.
Современный опен-спейс и аутентичная зона отдыха, собственные data-центр и хромакей-студия, 50 лучших сотрудников на рынке и 400 проектов за спиной, 10 графических станций и 120 серверов, сильнейшая энергия созидания и огромное желание сделать мир лучше! О бизнесе в сфере визуализаций поговорим с харизматичным Иваном Милашенко, владельцем и директором компании ART3D.
Как изменился рынок компьютерной графики и web технологий за 20 лет? Почему в недвижимости массово не применяются еще несколько лет назад такие популярные элементы виртуальной и дополненной реальности? Какие инструменты демонстрации жилья наиболее удобны для сотрудников отделов продаж? Накладывают ли супер-красочные визуализации жилых комплексов дополнительные обязательства на застройщиков? Меняет ли упаковка сам продукт?
В чем капитализация digital-агентства?
Хотите увидеть терминатора живьем и услышать их общую с Иваном историю?)) Не переключайтесь!
VDT – канал, где мы много и по делу будем говорить о рынке элитной недвижимости и строительстве частных домов. Владейте, Двигайте, Творите вместе с нами!
Выпуск полностью можно смотреть в YouTube или здесь:
Алексей Аверьянов, генеральный директор Vesco Group
Коллеги, приветствую! Это VDT, ваш личный гайд по недвижимости и строительству, и я — Алексей Аверьянов. Как вы знаете, в нашей компании Vesco Group я отвечаю за три основных направления — развитие, маркетинг и IT. В этом выпуске мы коснемся всех трех составляющих, потому что мы приехали в логово digital-агентства «Арт-3D», настоящего монстра 3D-визуализации и упаковки продукта в сфере недвижимости.
Один из самых выгодных способов привлечения инвестиций в объект недвижимости — это продажа его на ранних стадиях, но по чертежам и схемам иногда сложно представить себе, как будет выглядеть здание, но при этом рекламировать его нужно. Здесь на помощь приходит 3D-визуализация. В последнее время наступила эра так называемых битв рендеров. Каждый из девелоперов пытается как можно красивее это всё представить и показать, но качественный рендер за собой еще тянет и обязательно застройщика, потому что теперь ему нужно воплотить в жизнь то, что было нарисовано на картинке. О том, что из себя представляет бизнес в сфере 3D-визуализации, и куда идет сейчас российский девелопмент, мы и поговорим в сегодняшнем выпуске. Поехали!
Сегодня я в гостях у моего давнего знакомого. Иван Милашенко — основатель и совладелец компании «Арт-3D», или digital-агентства это называется. Расскажи про историю своей компании. С чего она началась? Почему ты выбрал именно эту нишу?
Иван Милашенко, владелец и директор компании «Арт-3D»
История началась с 2004 года. Я уже 29 лет занимаюсь компьютерной графикой и анимацией. В 2004 году это был достаточно востребованный материал, который необходимо было делать качественно, профессионально, поэтому мы попробовали сделать несколько домиков. Потом это стали какие-то жилые кварталы, загородная недвижимость. Потом к этому уже мы пристыковали веб-технологии, потому что сама по себе картинка никому не нужна, если она не работает. Статичная картинка неинтересна. Надо делать анимацию, то есть погружение. Так шаг за шагом появилось очень много инновационных разработок, которые мы впервые интегрировали на рынок девелопмента.
Алексей Аверьянов
Ты остался в рынке недвижимости. Почему не пошел в какие-то другие сферы?
Иван Милашенко
Когда ты понимаешь, что за спиной у тебя больше 400 проектов, это встречи, отдел маркетинга, отдел рекламы, пиара, отдел продаж, поэтому это такой очень интересный путь. Мы наоборот сейчас решили еще больше в него погрузиться с точки зрения психологии и больше серверных технологий.
Сейчас продукт на рынке недвижимости непосредственно связан с упаковкой, точнее сейчас упаковка продукта очень сильно влияет на сам продукт. Как твоя компания в цепочке создания ценности для конечного потребителя участвует? Какую роль ты здесь играешь?
Основную роль играет профессионализм со стороны заказчика. На этапе создания проекта закладываются серьезные решения. Тогда наша задача их внимательно выслушать, выдернуть самое главное и не испортить. То чувство, которое заказчик хотел заложить в данный проект.
Бывали такие случаи, при которых заказчик, ты сдаешь ему работу, а он говорит: «Слушай, ты такое нарисовал, что я этого никогда в жизни не воплощу».
Всегда почти. По факту ведь зачем мы нужны? Для того, чтобы в проект вдохнуть новую энергетику. Представьте, у нас есть территория, мы заходим с проектом. Долгие месяцы работы с архитекторами, тестовый рендер — это архитектор. Благоустройство территорий, меняем фасады, заменяем цветовые решения на фасаде. То есть, практически они уже переживают в какой-то период времени этот проект. Приходишь, говоришь: «Здравствуйте, а вам мы сделали рендер, но с тем же ракурсом, что от архитекторов». Поэтому уже знаем, это мы видели. Фишка в том, что смелые ракурсы, абсолютно смелые. Не стесняться показать сильную энергетику этого проекта. Мы его видим так.
Когда бывает ситуация, когда говорят: «Что это?». Это подталкивает дальше развивать продукт, насколько я понимаю?
По-разному бывает. Бывает иногда из наших рендеров люди меняют цвет фасадов, либо вообще геометрию перестраивают.
Иван, у тебя что ни работа, то новизна всё время, уникальность. Кто занимается тем, чтобы рождать всё время новые идеи, кто креативит?
Всё очень индивидуально. Когда есть за плечами опыт профессиональной деятельности 20 лет, уже можно сразу понять, что будет работать, а что нет. Как правило, креативные от пяти до десяти человек. Если есть какая-то идея у коллеги лучше, чем моя, я только рад. Растет поколение, это интересно.
Сейчас на рынке digital огромное количество фрилансеров, мелких агентств, которые тоже делают 3D-визуализацию. Насколько ты видишь в них конкурентов? Есть ли смысл с ними бороться и что-то делать?
Никогда на эту тему не задумывался. Для меня важно сделать проект, оправдать доверие заказчика и, как минимум, не хуже, чем он ожидал.
Ты не мог не задумываться, потому что ты даешь свое предложение заказчику, он видит предложение Васи из Ростова и говорит, что оно в два раза дешевле.
Я думаю, что оно и в десять раз дешевле, может быть, и еще больше, но отлично, это его выбор. Я никогда не буду спорить. Вопрос в том, что у нас в компании работают порядка 50 человек. До 25 человек принимают участие в одном проекте. Это порядка десяти графических станций, 120 серверов в просчете. Наверное, мы просто стараемся вытащить из проекта его основную фишку, то есть увидеть очень что-то важное. Для этого надо много итераций сделать разными специалистами. Как только человек говорит: «Я умею делать всё», значит, он ничего не умеет делать. За последние 10 лет очень часто к нам возвращаются компании, которые выбрали другую компанию, для того, чтобы мы переделали сайт, рендер или ролик. Еще раз, я очень нейтрально, никак это не прокомментирую. Как это происходит на рынке фриланса, я даже, честно, не понимаю.
Я знаю, что многие заказчики запрещают публиковать свои работы в портфолио, но при этом, может быть, ты сделал что-то классное, грандиозное, можешь гордиться этим результатом, но не можешь показать людям. Что ты при этом испытываешь?
Мы просто двигаемся дальше. Для меня очень интересен сам процесс создания проекта, а когда проект закончен, это можно сравнить как работу режиссера. Он несколько лет снимает фильм, фильм снят, ну и всё.
Фильм-то потом выйдет на экран, его увидят.
Не все фильмы выходят, и не все фильмы увидят. Здесь то же самое. Увидел тот, кто был главный в этом проекте, тот, кто сопереживал вместе с нами за его результат. Для нас это очень важно. Перелистнули страницу и пошли дальше.
У меня мой любимый в последнее время вопрос. В чем ты видишь капитализацию своей компании? Она вроде бы не имеет больших основных средств, если не считать дата-центр. В чем ты видишь ее ценность, стоимость?
«Арт-3D» изначально это больше про проекты, а не про деньги. Наверное, основная капитализация, если так можно сказать, это, конечно, ее наработки, опыт на рынке недвижимости. Помимо опыта это та команда, которую удалось собрать за 15 лет. В среднем это один человек в год. Мы как-то больше любим думать не о деньгах. Деньги вторичны, они, конечно, нужны нам. Они всем нужны, но это вторично. Если пытаться построить «Арт-3D», чтобы заработать деньги, я могу сказать, что это абсолютная утопия. Лучше заниматься чем-то другим. Капитализация, наверное, это наши клиенты. Смешно, когда человек приходит и говорит: «Я профессионал и я знаю, как всё сделать». Ну откуда ты знаешь? Микеланджело писал о том, что нет книги, в которой описаны все гениальные мысли. Не существует такого.
Проведи небольшую экскурсию. У тебя такое пространство здесь появилось. Зачем ты сделал такое кафе-переговорку?
Художник должен быть чуть голоден, холоден. Должна быть такая собственная мастерская. Тут историческое было кафе, такая столовая. Решили сделать лофт.
Очень круто. Брутально.
Очень много всяких деталей. Пустой деревянный стол. Здесь мы иногда отмечаем дни рождения, встречи с друзьями. Сюда приезжают наши дорогие заказчики. Мы иногда выпиваем вино. У нас есть сигары, сигарная своя. Винный шкаф. Да, потому что креатив, дизайн и всё, что связано с этим, это больше про жизнь. Очень важно сохранять живое общение. Для этого мы сделали такое пространство. Эта барная стойка весит 700 кг. Она прикручена шпильками. Здесь у нас была бетонная история. Строители ее обыграли как балку английского моста. Здесь 480 болтов.
Телефоны.
Да, 138 лет этому телефону. Как будто с глазками. Да, причем он работает. Это из какого английского паб-бара.
Это 1895 год. Это первый Эриксон. Сделан в стиле телефон как лапы Эйфелевой башни. Тоже оригинал, абсолютно аутентичный.
Это твое увлечение?
Нет, не увлечение. У меня есть очень хороший друг. Он коллекционирует телефоны. Они попали к нам как продолжение его коллекции. Вообще, это такое объединение. Люди должны общаться, это очень важно.
Это какой-то еще и посыл?
Да. Поэтому здесь шнурочек плетеный, проводочек. Причем он аутентичный и с ключиками. Это вообще военная штука. Мне тоже мой друг авиамоделист подарил такой замечательный телефон. Он очень тяжелый, брутальный. Если покрутить машину, там горит лампочка. Все образцы рабочие.
Харлей Дэвидсон у тебя, ты байкер?
Да, я байкер, но ушел с темы чопперов на спортбайки. У меня Fireblade литровый Хонда.
Вот этот терминатор как тут оказался?
Это достаточно раритетная штука. Я должен был пойти в медицинский институт. В 1990 году я посмотрел фильм «Терминатор» и понял, что буду поступать в МИРЭА на факультет кибернетики и роботостроения. Затем на факультете инженерной графики с завкафедрой по инженерной графике мы познакомились, стали осваивать 3D-графику. К 1997 году я уже был достаточно неплохой 3D-шник.
То есть, это символ твоего профессионального выбора?
Профессиональной деформации. Очень до сих пор жалею, что я не хирург, потому что мне очень это нравится. Но стал доктором. Доктор-рендер.
Вот там у тебя что тоже какие-то витрины с кучей всего? Первый Мас?
Первый Мас, да. В 2005 году нам всем сказали, что, если делать полиграфию, значит, делать на Масе. Это в компании был куплен Макинтош.
Здесь наша стена плача, витрина плача. Как-то раз вышли на премию в победители «Золотой сайт», и мы еще собрали много всяких премий. Мы редко включаем свет для того, чтобы не расслабляться. То есть, мы обычно делаем это вот так, чтобы, знаете, мимо проходим, где-то было когда-то. То есть это было вчера. А когда люди начинают: «А вот мы сделали это, поэтому круты». Нет, крутость твоя — это насколько у тебя хватит запала завтра, а не сегодня.
А это что?
Это весь Санкт-Петербург сделан был в 3D, для компании «Глоракс» мы делали такую презентацию. Допустим, меня интересует Голден Сити. Я погружаюсь в проект. Краткая справка, видео о проекте. Могу перелистнуть какие-то изображения, что-то посмотреть, включить видео, почитать о проекте. Тачскрин сам по себе, в далеком 2008 году мы впервые сделали проект, плоский такой тачскрин.
Мы очень много перепробовали всяких инновационных технологий. В 2011 году нам в руки попадает девелоперский хит, Oculus Rift очки. Мы делали первые проекты. Мы бродим по жилому комплексу в AVCHD. Практически, как в игре, заходишь в каждый подъезд, квартиру. Но есть проблема в том, что там был достаточно большой комплекс, и чтобы из точки «А» пройти в точку «Б», там же скорость как в жизни, ты тратишь 20 минут. Поэтому расставлялись векторные точки. Допустим, ты глазами наводишь, куда тебе хочется, туда ты переходишь. Но тогда это теряет любой смысл, потому что люди начинают перескакивать из контента в контент, то есть, из видеоряда в видеоряд. Это нарушает идеологию гулять, ходить. Плюс к этому мы столкнулись с проблемой — это гигиена, потому что это очень плотная маска. Люди неохотно после кого-то хотят надевать на себя. Еще мы столкнулись, у нас несколько человек падало прямо в офисе, потому что вестибулярный аппарат у некоторых людей по-разному работает. Этой технологии в компании «Арт-3D» уже восемь лет, но мы сейчас это не делаем.
Такой был бум, что в недвижимости должна быть виртуальная реальность, дополненная реальность. Это куда-то на нет спало и не работает?
В руках профессионала и карандаш инструмент. Мы даже делали такие истории, когда метка на столе, наводишь айпод, вырастает здание, мы там делали выборы. Я думаю, знаешь, в чем проблема. В том, что наши технологии должны очень быстро предоставлять контент. У кого-то сел айпод. Очень часто бывает. Где-то потеряли маркер. Почему-то зависла панель, тачскрин. Почему-то не включается ролик, хотя он должен обязательно включиться. Поэтому люди открывают буклет. Вот буклет с планировкой, буклет с рендерами. Буклет-рендер пролистали, здесь эмоции, отлично. Там на бэкграунде идет видеоролик: «Там будут гулять ваши дети», — наверное, гипотетически в это поверить. «А теперь давайте поговорим». Важно, когда берешь карандаш и начинаешь рисовать на планировке, где находится твой будущий кабинет, спальня, кухня.
Как ты относишься к лендингам?
У них есть свое предназначение — кратко донести какую-то информацию, яркое предложение, интересное. Он больше про штучный продукт.
Ты говорил, что в оффлайне не особо хорошо работают виртуальные туры. Что в последнее время удобно в помощь менеджерам по продажам и в самом офисе продаж?
Телефон. Я думаю, что здесь можно показать… Мы как будто сейчас в отделе продаж какого-нибудь жилого комплекса. Включаешь фотоаппарат, любая камера. У тебя появляется ссылка. Твой телефон является пультом управления всем контентом, который есть. Причем, может три экрана, десять.
Они все завязаны?
Они завязаны в единую историю. Ты можешь выбрать квартиру в корпусе один. Почему это было сделано? Люди всё больше становятся интровертами. Они внутри своих телефонов.
Поэтому здесь очень много историй, которые человек может самостоятельно посмотреть. Телефон связан с системой. Меня интересуют парки. Если я хочу посмотреть локацию, где у вас что есть. Меня интересует метро. Мы делаем анимацию метро. Такая штука. Это тоже Москва в 3D. Варшавка, само метро, вестибюль. Как это всё будет находиться, как можно будет идти. Допустим, бульвар как выглядеть будет. У нас выглядеть так будет.
Это основной демонстрационный экран? Вы здесь проекты сдаете свои?
Не только здесь. Выезжаем на защиту к заказчику в большей степени. Есть команды, которые с удовольствием приезжают. На этих диванах уже много было разных знаменитых людей в мире девелопмента. Обычно это выглядит так. Я никогда не защищаю проект сидя. У меня это всегда эмоции. Всегда возле экрана, мне хочется рассказать, показать.
Мы оборудовали специальную комнату, сделали мини дата-центры для просчета компьютерной графики. Здесь 24 киловатта холода и порядка 80 киловатт электричества, которые жрут четыре стойки.
Я немножко по масштабам себе как-то это скромнее представлял. Ты говорил, хромакей. А мы можем что-нибудь там записать?
Можем. Это настоящая ванна.
Ванна в смысле, из-за того, что так заходит?
Здесь нет прямых углов. Позволяет камере снимать под любым ракурсом.
То есть, мы можем сейчас раз и в горах оказаться? И так раз — снег пошел.
Снег пошел или дождь. Вот так вот можно на руках держать какой-нибудь дом. Так можно делать, тебе его даю. Здесь было сделано порядка десяти проектов. Опять же, ничего не нужно было в какой-то период, но сейчас несколько компаний изъявили желание своих сотрудников снять в хромакее, чтобы вставить в проект.
В 3D-визуализацию?
Для того чтобы это была настоящая живая картинка. Проблему составляет освещение солнечное сделать, потому что там очень важно соблюдение, с какой стороны падает тень и прочее. Поэтому используем специальные источники, которые имитируют солнце. Плюс эти маркеры, ты задавал вопрос, что это такое, это когда делается анимация, мы с помощью них понимаем, где находимся. Потому что без трекинга не сможешь понять, где ты, можешь потеряться. Ты в космосе. Тебя вырезают, ты просто в пустоте. Реально, наверное, нет таких компаний, у которых своя хромакей-студия. Может быть, у каких-то компаний нет, можно снять в аренду, но, когда мы стали снимать фильм, мы поняли, что в аренду это невозможно, потому что бронируешь один день съемок, а ты не успеваешь. Это же так кажется, там заснял человека и потом вставил в 3D. Это не всё так просто. Тоже должен быть масштабик, спроецировать правильно свет.
Придется 3D переделывать под съемки.
Бывает, когда свет неправильно поставили, солнце чуть развернули в 3D-сцене, у нас тени неправильные появились. В целом, это позволяет брать предметы и тебе дарить. На тебе коробку с подарком.
Спасибо, отличный подарок.
Иван, ты как непосредственный участник девелоперского рынка, я не побоюсь этого слова, скажи, за последние пять лет какие фундаментальные сдвиги произошли? Что на твой взгляд сейчас происходит?
Появились новые команды. Появился новый подход более взвешенный. К сожалению, в нем иногда меньше эмоций, больше cpi, лиды.
Попытка всё в какие-то цифры превратить?
Да. Но не на всех сегментах девелопмента. Наверное, это больше в эконом-классе. В элитке эмоция как была преобладающим фактором, так и есть. Всё меньше приходится встречаться с владельцами бизнеса.
Это означает, что у них меньше вовлеченности в проект, или структура управления поменялась?
Я думаю, что поменялась, но очень скоро всё вернется обратно. Уже крайние две встречи ты встречаешься с владельцами бизнеса и начинаешь с ними работать. Это уже приятная тенденция.
Ты как визионер, как человек, который достаточно успешный и непростой бизнес ведешь уже 15 лет, скажи, что нам ждать в будущем через пять-десять лет? Какие тенденции?
Новая интересная современная архитектура, новые технологии, подходы к строительству. Когда будет важно, какая входная группа, как обустроен двор, какие планировки в квартирах, насколько удобно то или иное запроектированное в этом проекте.
Это примерно то, что сейчас уже происходит.
Это будет еще больше.
Напоследок какое-нибудь напутствие молодым предпринимателям, которые тебя видят как пример, который реально с нуля создал компанию, ведет ее и активно в ней участвует.
Очень простое напутствие. Много работать.
Спасибо тебе, что выбрал время. Друзья, это был VDT. Владейте. Двигайтесь. Творите. Пока-пока!
Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | Vkontakte
Подразделения компании:
Я перезвоню Вам в ближайшее время
Загрузить файл [antibot]